Закаливание детей дошкольного возраста. Методы закаливания детей дошкольного возраста Методы закаливания контрастным душем детей дошкольного возраста

От родителей дошкольников часто можно услышать, что их малыши постоянно болеют. Действительно, в этом возрасте иммунитет человека еще не окреп, к тому же, проведение всего свободного времени дома перед компьютером или телевизором никак не способствует его развитию. Как же уберечь детей дошкольного возраста от частых болезней? Ответ – закаливание.

Принципы закаливания и его польза

Закаливанием называют комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Это своеобразная тренировка организма, когда регулярные закаливающие процедуры заставляют его проявлять защитную реакцию на охлаждение или перегрев. Закаливание действует подобно вакцине: научившись справляться с малыми дозами вредоносных факторов, организм способен устоять и перед большими.

Начинать закаляться можно в любом возрасте, но у детей проблема повышенной заболеваемости на фоне слабого иммунитета стоит особенно остро.

Кроме укрепления иммунитета закаливание дошкольников способно решить сразу несколько проблем:

  • нормализовать аппетит и улучшить обмен веществ;
  • повысить общий тонус организма;
  • улучшить память и внимание, стимулировать способности к обучению;
  • укрепить костно-мышечную и нервную системы;
  • увеличить выносливость организма;
  • улучшить терморегуляцию.

Закаляющие процедуры неэффективны без коррекции образа жизни ребенка.

Натренированный таким образом организм научится быстро реагировать на переохлаждение, и о «простудах» можно будет забыть. От инфекционных болезней закаливание не спасет, но переносить их закаленный ребенок будет легче и быстрее. Проще пройдет адаптация к детскому саду - а ведь именно с этим учреждением обычно связаны жалобы родителей по поводу бесконечных болезней. Безусловно, закаливание - одна из важнейших составляющих физического воспитания дошкольников.

Врожденный иммунитет . Это неверное определение. У грудничка не вырабатывается антител, и ему это не нужно. Иммунитет младенец получает с молоком матери. Но взамен у новорожденного есть сильнейшие механизмы адаптации. Поэтому только что появившимся на свет крохам не нужно закаливание. Необходимо обеспечить им уход, при котором заложенная природой способность приспосабливаться не будет утрачена. Следует создать контрасты температур воды или воздуха: больше гулять на улице при любой погоде, купаться, одеваться в соответствии с климатом в помещении и на улице.

Чего делать не стоит . Постоянно высокая температура, стерильная среда - все это приводит к отключению естественных механизмов адаптации (зачем, если условия - практически как в утробе матери?).

Нельзя в любом детском возрасте:

  1. Закаливать малыша, у которого имеются пороки сердца, анемия (пониженный уровень гемоглобина в крови), ОРВИ, грипп или истощение.
  2. Водить ребенка босиком по снегу, окунать в прорубь или несколько часов держать под солнцем.

На детей и взрослых влияют две группы факторов :

  1. Цивилизация - применяемые средства бытовой химии, транспорт, одежда, телевизор.
  2. Природа - вода, воздух, солнце.

Неадекватное воспитание угнетает врожденную устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Чтобы устранить подобную погрешность, необходимо сделать образ жизни естественным.

Что такое естественный образ жизни по Комаровскому

Естественный образ жизни подразумевает ограничение контакта с вредными факторами цивилизации и увеличение - с природой. Благодаря этому заложенные природой в человеческом организме адаптационные механизмы пробуждаются, повышается устойчивость организма, снижается частота недугов, они протекают не так тяжело.

Основные компоненты естественного образа жизни:

  1. Двигательная активность на природе.
  2. Питание. Единственная причина приема пищи - аппетит.
  3. Одежда должна быть удобной, не мешать двигаться. Следует иметь в виду, что потливость, вызванная укутыванием, чаще и стабильнее приводит к простуде, нежели переохлаждение.

Образ жизни современных детей, особенно живущих в больших городах, не является естественным в большинстве случаев. Они практически все время находятся в помещении, питаются калорийной пищей, ощущают на себе избыточное применение средств бытовой химии.

Нельзя закаливанием заменить естественный образ жизни, если ребенок не выходит гулять несколько недель, постоянно носит шерстяные носки и шапочки, чтобы он поел его необходимо уговаривать, практически не отходит от телевизора. При этом перед сном родители его обтирают (обливают) водой - закаливающего эффекта, вреда или пользы для детского организма от подобной процедуры не будет, за исключением успокоения нервной системы родителей.

Начинать закаливание нужно с глобальных изменений:

  • режим дня;
  • комната, где живет ребенок;
  • одежда;
  • занятия спортом;
  • интенсивность обучения.

Следует определить обязательные правила, следование которым будет неукоснительным. Например:

  1. Прогулки в любую погоду. Малыш должен бывать на свежем воздухе как можно чаще.
  2. Поощрение двигательной активности ребенка.
  3. Минимизация контактов со средствами бытовой химии.
  4. Предоставить ребенку самому выбирать одежду и одеваться (решать, сколько и какие вещи он наденет).
  5. Оптимизация учебных нагрузок.
  6. Приведение в порядок детской комнаты, удаление накопителей пыли, ежедневная влажная уборка.
  7. Дозирование просмотра телевизора и прочих гаджетов.

Подобных изменений будет достаточно для того, чтобы постепенно вернуть здоровье. Если перемену образа жизни дополнить закаливанием, то пошатнувшееся здоровье вернется гораздо быстрее.

С чего начать?

Закаливание желательно начинать с первых дней жизни. Воздушные и солнечные ванны, купание - то, что многие родители делают интуитивно – и есть первые шаги в закаливании. Такие методы называют неспециальными, это просто полезные привычки в уходе за малышом. Именно такой системы рекомендует придерживаться известный педиатр Комаровский. Он утверждает, что ребенок рождается уже закаленным, а задача родителей - проследить, чтобы это свойство не пропало в результате полного ограждения новорожденного от «нежелательных» воздействий внешней среды. Иммунитет перестанет действовать, если им не пользоваться, а чтобы его укрепить, нужно как можно чаще вступать в контакт с природой - то есть проводить побольше времени на свежем воздухе в любую погоду.

В качестве ключевых факторов, влияющих на защитные механизмы детей, Комаровский выделяет три аспекта образа жизни.

  1. Физическая активность. Следует максимально заменить поездки на личном или городском транспорте пешими прогулками (от дома до школы, например), вместо игр на компьютере выбрать или спортивную секцию.
  2. Одежда. Одевать ребенка следует по погоде, так, чтобы не ограничивать его движения.
  3. Питание. Руководствоваться аппетитом ребенка, не заставлять его есть, если не хочет. А чтобы улучшился аппетит - повысить количество физической активности и прогулок на свежем воздухе.

Соблюдения этих принципов достаточно, чтобы поддерживать в рабочем состоянии детский иммунитет, однако бывают случаи, когда требуются дополнительные закаливающие меры.

Совет
Если решено закаливать ребенка, обязательно проконсультируйтесь сначала с педиатром, так как существуют ограничения. Врач поможет подобрать оптимальный для малыша способ укрепления организма.

Три кита закаливания: воздух, солнце и вода

Стихии, результатом взаимодействия которых когда-то явилось возникновение жизни на планете, и сегодня играют решающую роль в поддержании и развитии этой жизни. Ничто так не укрепляет человеческий организм, как соприкосновение с этими природными источниками силы.

Воздушная ванна - первое, что получает ребенок в момент рождения

Соприкосновение кожи с воздухом дает организму информацию о внешнем мире, и чем младше ребенок, тем меньше он способен оценивать температуру воздуха с точки зрения комфорта. Укутанный в одеяло летом малыш вспотеет, но не будет плакать или жаловаться - он просто не поймет, что на самом деле ему жарко. Точно так же и раздетый младенец на легком ветерке не станет плакать только потому, что чувствует прохладу - просто его организм примет к сведению, что «за бортом» холодно, и будет выделять в атмосферу меньше тепла. В пределах от +18 до +25 градусов совершенно безопасно держать здорового и веселого младенца голеньким. Терморегуляция - вот что в первую очередь тренируют воздушные ванны.

Если малыш не привык подолгу находиться без одежды с младенчества, в дошкольном возрасте следует начинать такие эксперименты осмотрительно, постепенно увеличивая время контакта с воздухом. Сочетая воздушные ванны с утренней зарядкой, например, можно наращивать интенсивность закаливания следующими шагами, в течение нескольких недель переходя от одного к другому:

  1. делать зарядку, предварительно хорошо проветрив комнату, в носках, трусах и майке;
  2. заниматься при полуоткрытом окне (насколько стоит приоткрыть створку, зависит от времени года);
  3. постепенно избавиться поочередно от майки и носков (окно остается открытым).

Вообще проветривание помещения должно войти у родителей в постоянную привычку, особенно важно делать это перед сном. В теплое время года окно в детской спальне нужно держать открытым всю ночь.

Закаливание воздухом подразумевает также и ежедневные прогулки, желательно вдали от автомобильных дорог и прочих источников загрязнения атмосферы. Особенно полезен для организма воздух в лесу, в парках, возле водоемов. Очень полезно и естественно для детей совмещать прогулки с двигательной активностью: играми, катанием на велосипеде, занятиями физкультурой. Гулять нужно как можно больше в любое время года, подбирая соответствующую погоде и не стесняющую движения одежду.

Следите, чтобы в холодное время года одетый для прогулки ребенок не находился долго в помещении, так как за это время он может вспотеть, а выйдя на улицу - переохладиться и заболеть. Оденьтесь сначала сами, а в последнюю очередь оденьте ребенка.

В качестве отдельного вида закаливания воздухом можно выделить хождение босиком. Контакт ступни с прохладным полом, с неровной землей, с сыпучим песком - все это способствует правильному формированию свода стопы, а разница температур поверхностей оказывает закаливающий эффект. Детям Комаровский советует позволять ходить босиком с первых шагов, везде, где это только возможно, рассматривая обувь только как защиту от холода и асфальтированных дорог.

Солнце - ласковое и опасное

Солнце ассоциируется у детей прежде всего с летом, теплом и весельем - уже одно это делает его полезным. Кроме того, солнечные лучи несут человеческому организму реальную пользу - стимулируют выработку витамина D, укрепляют иммунитет и нервную систему. При этом не стоит забывать, что избыток солнечной радиации способен серьезно навредить детскому организму. Перегрев, солнечный удар, ожог кожи - все это только внешние проявления чрезмерного воздействия солнца. Так как детская кожа сильно отличается от взрослой, она намного больше подвержена пагубному действию ультрафиолета, которое может не повысить, а, наоборот, снизить иммунную реакцию растущего организма и даже спровоцировать тяжелые болезни.

Чтобы солнечные ванны принесли пользу малышу, применять их следует с осторожностью, соблюдая рекомендации специалистов:

  • закаливание дошкольников нужно проводить в утренние или вечерние часы, избегая середины дня, когда активность солнца становится максимальной;
  • маленьких детей первые несколько дней ненадолго оставляют в тени деревьев или соломенных зонтов;
  • переход к открытым солнечным ваннам следует начинать с отдельных частей тела, например ног и рук;
  • длительность пребывания на солнце нужно увеличивать постепенно, начиная с 4-5 минут довести до получаса;
  • закаливание солнцем полезно сочетать с водными процедурами;
  • ребенок должен получать питье (желательно воду) в нужном ему количестве, а голова обязательно должна быть прикрыта панамой или платком.

Отдыхая у воды, приходите с ребенком на пляж за 2-2,5 часа до захода солнца - так вам не придется отрывать малыша от игры с песком через полчаса после начала, а наступающая вечерняя прохлада окажет закаливающий эффект.

Вода - это жизнь

Почему большинство взрослых входят в холодную воду медленно, поеживаясь, а дети вбегают в нее весело и неудержимо? Не потому ли, что в силу своего возраста они намного ближе к природе и лучше адаптированы к естественным условиям? Чтобы сохранить эту бесценную способность организма принимать условия окружающей среды как родственные, дошкольников можно и нужно закалять прохладной водой.

Любой контакт с водой, температура которой ниже температуры тела, можно назвать закаливающей процедурой. Даже простое мытье рук в прохладной воде кроме гигиенической функции несет закаливающую - неудивительно, что к этому дошкольников настойчиво приучают и дома, и в детском саду. Умывание холодной водой, ополаскивание ею рта после чистки зубов, полоскание горла после еды - все эти элементы физического воспитания при регулярном использовании способствуют поднятию тонуса и активизации защитных сил организма.

Более серьезный и систематический подход к закаливанию водой предполагает следующие этапы.

  1. Обтирание. Это первый шаг в закаливания водой, и начинать обтирания можно с рождения. В качестве инструмента можно использовать мягкую тканевую рукавичку, губку, махровое полотенце, а в случае с новорожденным ребенком лучше нежно обтереть его просто влажной рукой. В этом деле тоже важна постепенность: первые несколько дней нужно увлажнять ноги, руки, шею малыша, а со временем увеличивать площадь обрабатываемой поверхности и снижать температуру воды. После обтирания всю оставшуюся влагу нужно тщательно вытереть полотенцем.

    СоветПриучите младенца к ежедневным ваннам перед сном. Температура воды вначале должна составлять 36-37 градусов, но постепенно ее следует снизить до 30-32 градусов, если это не вызовет протестов малыша. Такие ванны оказывают закаливающий и успокаивающий эффект: ребенок лучше засыпает.

  2. Обтирания детей от 2-3 лет и старше проводятся по схеме «сверху вниз»: увлажняют шею, грудь, спину и руки, потом растирают сухим полотенцем. Затем те же действия повторяются с ногами.
  3. Обливание. К этой процедуре можно переходить, когда обтирания ребенок уже переносит без малейшего дискомфорта. Летом обливания можно проводить на улице, зимой - в помещении. Начинать следует с обливания ног водой с температурой 38-39 градусов, каждые 2-3 дня поднимаясь немного выше и снижая температуру воды на 1 градус, пока ребенок согласен терпеть.
  4. Душ. В отличие от обливания, душ позволяет коже поддерживать более длительный контакт с водой и имеет возможность менять температуру воды. Таким образом, кроме усовершенствованного варианта обливания - холодного душа - для закаливания можно применять и такую процедуру, как контрастный душ. Контрастный душ - это идеальный тренажер для организма, подготавливающий его к защите от резкой смены температур. Также при этом укрепляются нервная и иммунная системы. Разницу между температурами теплого и прохладного душа следует увеличивать постепенно: теплая вода должна быть 36-38 градусов, а прохладная может понижаться с 34-35 до 15-16 градусов в течение 2-3 месяцев. При этом периоды поливания теплой водой должны быть длиннее «холодных» - 1-2 минуты и 15-20 секунд соответственно.
  5. Моржевание. Это наиболее радикальный метод закаливания, требующий предварительной консультации с врачом, а подготовку к моржеванию и сами процедуры следует проводить под руководством специалиста. Такой вид закаливания дает мощный заряд энергии всем системам организма, улучшает работу всех его органов. Человек ощущает небывалый прилив сил и становится практически неуязвимым для болезней.


Существует ряд рекомендаций, несоблюдение которых способно свести результат на нет или даже навредить.

  • Начинать закаливание можно только тогда, когда ребенок здоров, ведь любая болезнь - это стресс для организма, и необходимо создать все условия для его скорейшего восстановления. Дополнительная нагрузка в виде непривычных процедур может не только замедлить выздоровление, но и ухудшить состояние.
  • Программу закаливания каждого ребенка нужно выстраивать индивидуально в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
  • Наращивать интенсивность процедур нужно поэтапно, каждый раз оценивая, насколько легко воспринимает организм текущую нагрузку.
  • Следует придерживаться определенной последовательности в использовании закаливающих средств. Начинать нужно с самых простых мероприятий (это воздушные и солнечные ванны), а со временем можно добавить и более радикальные – взаимодействие с теплой и холодной водой (обтирания, обливания).
  • Закаливающие процедуры должны быть регулярными вне зависимости от времени года. Чтобы добиться этого, необходимо органично вписать их в режим дня, превратив в такой же ритуал, как утренняя зарядка или чтение книги перед сном.
  • Обязательное условие - наличие у ребенка приятных ассоциаций с закаливанием. Хорошее настроение малыша в процессе закаливающих мероприятий - залог их регулярности; этот фактор способен повлиять даже на их эффективность.

Чтобы малыш охотнее закалялся, найдите ему компанию, а если подходящих кандидатов нет - покажите личный пример. Совместное закаливание не только будет полезно для здоровья его участников, но и укрепит отношения между ними.

Примерная схема закаливания

Начинать следует с физического воспитания, устраивать каждое утро легкие пробежки на протяжении 5-10 минут в любую погоду и не в комнате, а на свежем воздухе. Пробежка должна быть неторопливой, спокойной, ставить рекорды ни к чему. После этого рекомендуется сделать несколько простых упражнений (махи руками, прыжки, приседания). Гимнастика и пробежка должны занимать в общей сложности 30 минут каждое утро.

После физических нагрузок - водные процедуры и завтрак.

Совет
Постепенно увеличивайте время и дальность пробежки, усложняйте упражнения утренней гимнастики, уменьшайте количество одежды.

За этот час каждое утро ребенок получит:

  • двигательную активность;
  • контакт с водой;
  • свежий воздух.

Три принципа, которые необходимо соблюдать, проводя мероприятия по закаливанию:

  1. Систематичность. Процедуры проводятся ежедневно, пропуски недопустимы.
  2. Постепенность. Длительность и интенсивность воздействий должна быть постепенной.
  3. Учет индивидуальных характеристик ребенка. К ним относится психологическая настроенность дошкольника, его возраст, сопутствующие недуги, бытовые факторы.

Закаливание должно стать для ребенка удовольствием.

Видов закаливания не так много, но все они простые и не требуют каких-то особых приспособлений. Суть заключается в том, чтобы приблизить условия жизни к природным, поэтому закаливание дошкольников - процесс естественный и очень полезный для детского организма. Особенно это важно перед поступлением в первый класс, где детям понадобится много сил для учебы и адаптации к новым условиям.

Как правильно закаливать малыша, чтобы не нанести его здоровью вреда?

Корреспондентам сайт рассказала о закаливании кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Надежда Березина.

Как закаливать

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры : обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.

Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни.

Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.

Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность . К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.

Как принимать воздушные ванны

Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание.

Для начала выберите комфортную для ребенка температуру , постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде.

Но ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично.

Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой , которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.

Как умываться

После зарядки отправляйтесь в ванную , чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.

Как спать

Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2-3 градуса ниже, чем обычная температура , в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.

Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков.

Для детей до 3 лет температуру во время сна держите в рамках 21-23 градусов, а для ребят постарше — 20-21 градус, а с 5-7 лет — 19-21 градус.

Как одеваться

Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. Как и на прогулках , малыша не стоит сильно кутать. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18-22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом.

А если стало прохладно, и температура в доме упала до 16-17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки.

Как ходить

Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности : ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу ходить по земле и траве.

Памятка родителям

Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность .

К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка.

Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней . Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.

Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности.

Но вот с чем не стоит экспериментировать — это с интенсивным закаливанием. Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу и заставляют по снегу ходить босиком, но делать этого не надо. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби.

Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма , и его последствия очень трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание принесет только пользу и здоровью, и самочувствию малыша.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.А.СОЛОВЬЁВА

Факультет "Авиатехнологический"

Кафедра: "ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ и ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"

по дисциплине "Физкультура"

на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста"

Студент группы ВТ-09: Нефёдов В.В.

Руководитель: Шитиков А.В.

Рыбинск 2014г.

Введение………………………..……………………………………………….3

Принципы закаливания детей дошкольного возраста……………………….5

Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста ………….…9

Заключение………………………………………………………………...…..17

Введение

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

При действии различных факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Многие дошкольники часто страдают простудными заболеваниями. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две противоположные тенденции. Одна - предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок не страдает простудными заболеваниями лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться, чтобы не вспотел, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

Другим способом предупреждения простудных заболеваний является закаливание, которое помогает повысить иммунную защиту организма.

Закаливание - важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям окружающей среды.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится методично и систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Не поздно начать закалять свой организм в любом возрасте.

Закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

Закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода.

При охлаждении тела или частей тела желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связано с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода. Продолжение охлаждения вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Растирание кожи и выполнение физических упражнений после воздействия холодной водой повышает температуру кожи, сокращает время действия охлаждения и растягивает процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления и использование физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное и резкое действие холода, а медленное и слабое охлаждение части кожной поверхности. Короткие, но резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка.

Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако, еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» поддерживается химической терморегуляцией. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде не может приводить к переохлаждению «сердцевины».

Для выработки оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить с возможно более широким диапазоном перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека.

В настоящее время наука - физиология, гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, можно выделить ряд правил, без соблюдения которых закаливающие процедуры не только не принесут пользы, но и могут навредить.

Перечислим основные принципы закаливания:

    Регулярность. Без регулярности проведения любое закаливание неэффективно, а достигнутые результаты снижаются. Лучше всего проводить ежедневные занятия в одно и то же время суток;

    Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка;

    Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма;

    Сочетаемость общих и местных охлаждений. Например, при обливании стоп, тело остается не закаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма возникает при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница);

    Комплексность. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно. Это означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Ведение здорового образа жизни увеличивает эффективность закаливающих процедур;

    Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции. Ощущения должны оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья;

    Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

Закаливанием организма можно заняться в любом возрасте. Но для детишек раннего возраста это особенно важно: закаливание помогает деткам выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей среды и повысить сопротивляемость организма всяческим заболеваниям.

Методик закаливания детей существует много. Для того чтобы не навредить здоровью малыша, следует проконсультироваться с педиатром, ибо необходимо учитывать не только возраст и физическое развитие ребенка, но и состояние его здоровья на период начала закаливания. Наиболее благоприятный сезон для начала оздоровительных процедур – лето.

Общие правила закаливания детей

  • Начало процедур только на фоне полного здоровья;
  • консультация педиатра по индивидуально подобранной методике закаливания;
  • эмоциональная подготовка ребенка (положительный настрой) к закаливающим процедурам;
  • процесс должен быть постепенным, без искусственного ускорения;
  • систематичность круглогодичного проведения процедур.

К закаливающим факторам относятся воздух, вода, солнечные лучи.

Закаливание воздухом

Начинают повседневное закаливание с воздушных ванн уже с первых дней жизни ребенка. Переодевая грудничка, оставляют его без одежды на несколько минут, постепенно удлиняя это время. Начинают воздушные ванны при температуре комфорта, постепенно снижая ее в разумных пределах: не ниже +17°С и не выше +26°С, чтобы избежать переохлаждения и перегревания малыша.

К закаливанию воздухом относятся также проветривание помещения, прогулки и сон на свежем воздухе. Эффективность процедур зависит не только от температуры воздуха, длительности воздушных ванн, но и от площади открытых поверхностей тела.

Поэтому одежду ребенку для прогулок необходимо подбирать строго в соответствии с климатическими условиями, избегая чрезмерного укутывания детей. Одежду лучше подбирать из натуральных тканей. Она не должна мешать движениям ребенка.

Во время прогулки ребенок должен двигаться, но необходимо контролировать его активность. Если ребенок вспотел, надо его переодеть, так как влажная одежда может вызвать переохлаждение.

Ежедневные прогулки должны длиться 3-4 часа в любое время года, они будут способствовать тренировке терморегуляторных механизмов и адаптации к различным погодным условиям.

Для детей с 2-3 лет воздушные ванны рекомендуется совмещать с утренней гимнастикой, к которой следует приучать малышей с самого раннего детства. Во время занятий ребенок должен находиться в маечке, трусиках и носочках в проветренном помещении. Постепенно можно будет отказаться от носочков и маечки.

Воздействие воздуха можно использовать и во время дневного и ночного сна. Для этого перед сном хорошо проветривают помещение (или обеспечивают сон на воздухе). Температура в спальне должна быть в пределах 22-23°С для ребятишек до 3 лет, около 20°С – до 5 лет и 19-20°С– в 5-7 лет. Постепенно приучают ребенка ко сну с открытой форточкой или фрамугой в холодное время года (но без сквозняков).

Педиатры настоятельно рекомендуют начинать световоздушные ванны в тени, затем постепенно переходить к солнечным ваннам отдельных открытых участков тела с период с 10 до 11 час. утра, начиная с 5-6 мин. и постепенно увеличивать их продолжительность до 10 мин. 2 р. за время прогулки. Нельзя забывать о светлой панамке на голову ребенка и обеспечении его питьем.

Закаливание водой

Закаливание водой можно разделить на ежедневные процедуры и специальные закаливающие методики.

К ежедневным относятся: умывание и мытье рук водой с постепенно снижаемой температурой. Разновидностью такого закаливания является расширенное умывание: помимо лица и кистей рук моют ребенку шею, руки до локтей, верхнюю часть груди.

Чистка зубов прохладной водой защитит от . Полоскание рта и горла после еды водой с постепенно снижаемой (на 1°С в неделю) температурой от 36°С до 22°С позволяет избежать .

К специальным закаливающим водным методикам относятся влажные обтирания, контрастное обливание, купание в открытых водоемах, плавание. Возможность применения этих методик и выбор конкретных из них для каждого малыша нужно согласовать с педиатром, наблюдающим ребенка.

Обтирания : начинать следует с сухого растирания тела махровым полотенцем или специальной варежкой до легкого покраснения кожи ежедневно в течение 7-8 дней. Затем переходят на влажные обтирания в течение 3 мин., начиная с 30°С и снижая температуру воды на 1°С каждые 2 дня до комнатной. Завершают процедуру сухим обтиранием.

Контрастные обливания стоп (или рук), используя лейку или кувшин, чередуя воду +38°С и +18°С. Для часто болеющих или ослабленных деток можно применять воду с меньшим контрастом температур (+38°С и +28°С). Заканчивают обливание прохладной водой (а ослабленным детям – теплой). После этого проводят сухое растирание кожи.

Общее обливание тела: в течение 15 сек. ребенка обливают водой +36°С, затем постепенно (на 1°С в неделю) температуру воды снижают, но увеличивают продолжительность процедуры, доводя ее до 35 сек.

Ножные ванны : ноги ребенка помещают в таз с водой на 3-4 мин., постепенно снижая температуру воды. Более сильным воздействием обладают контрастные ножные ванны: в одном тазу вода +38°С, в другом – + 34°С. Постепенно, каждые 3-4 дня, температура воды во втором тазу снижается на 1-2°С и доводится до +20°С.

Наиболее оптимальным закаливающим и общеукрепляющим организм действием является плавание .

Хождение босиком также оказывает закаливающее действие. Однако маленькому ребенку вредно длительно ходить босиком, особенно по твердой поверхности (для правильного формирования свода стопы и с целью ).

Поэтому к такому закаливанию надо подходить дозированно: разрешать ребенку ходить босиком во время утренней гимнастики. При поездках на природу летом босиком малыш может побегать по траве при условии отсутствия опасности травмирования.

Не следует забывать, что любая закаливающая процедура не должна вызывать отрицательных эмоций. Если какая-либо из них не нравится малышу, то от нее следует отказаться.

В случае возникновения любого у ребенка все процедуры по закаливанию необходимо прекратить. Возобновлять их можно начать спустя 1-2 нед. после выздоровления, но по щадящему режиму: при водных процедурах применять воду с температурой на 2-3° С выше той, которая использовалась до болезни.

Категорически не рекомендуется применять для детей какие-либо экстремальные методики закаливания: обливание водой ребенка на снегу, хождение босиком по снегу, окунать детей в проруби и т.д. Такие «эксперименты» вызывают стресс в организме малыша, последствия которого могут быть очень тяжелыми.

Очень важным фактором является систематичность проводимых процедур. Поэтому, начав проводить их в теплый сезон, следует их продолжать в холодное время года, то есть проводить круглогодично, вырабатывая устойчивость к холодовым раздражителям.

Резюме для родителей

Всем понятно, что закаливание ребенка в дошкольном возрасте принесет только пользу детскому организму, общее самочувствие. Но только правильный выбор закаливающих процедур сможет укрепить здоровье малыша и не навредить.

Чтобы подобрать индивидуальный вид и режим закаливания, следует получить консультацию педиатра. Нужно помнить, что закаливание ребенка потребует от родителей не только желания, но и терпения, и времени для систематичного проведения процедур.

Специалисты в области здоровья рекомендуют начинать совершать закаливание с самого раннего возраста. Поскольку у малышей механизмы терморегуляции функционируют пока что не в полную силу, позволяющую без проблем справляться с перегреванием и переохлаждением, закаливающие процедуры станут отличной тренировкой неокрепшего детского организма. Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им как можно быстрее адаптироваться к систематическому пребыванию в детском саду, являющемся в данное время основным учреждением, помогающим родителям в воспитании своих чад.

Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.

Общие принципы закаливания

Перед началом закаливающих процедур важно усвоить общие правила закаливания детей.

Без соблюдения данных требований закаливание не принесет пользы и может даже навредить здоровью ребенка.

Крайне важно запомнить следующее:

  1. Должна соблюдаться регулярность. Нерегулярные процедуры не будут являться продуктивными. Только систематический закаливающий процесс без привязки ко времени года может дать максимальный эффект.
  2. Закаливающие мероприятия следует производить исключительно в здоровом состоянии. Состояние ослабленного болезнью детского организма может в результате процедур только значительно ухудшиться.
  3. Такие факторы, как интенсивность, длительность и частота могут изменяться в сторону увеличения лишь постепенно. При этом необходим тщательный и своевременный контроль за тем, как малыш справляется с поставленной нагрузкой.
  4. Закаливающая программа должна разрабатываться для каждого ребенка сугубо индивидуально, исходя из его особенностей. Единый подход ко всей группе закаливающихся категорически неприемлем. Воспитатели в детском саду должны четко соблюдать данное требование.
  5. Обязательно должна быть соблюдена последовательность в осуществлении процедур. Необходимо начинать с более простых действий, постепенно переходя к проведению более сильнодействующего закаливания.
  6. Закаливание детей дошкольного возраста должно производиться лишь при их положительном эмоциональном настрое. Только имеющееся на момент процедур хорошее настроение будет залогом формирования заинтересованности малышей в этом процессе.

Методы закаливания детского организма

Закаливание детей раннего возраста может осуществляться с помощью неспециальных и специальных методов. Неспециальные методы закаливания организма заключаются в создании оптимальных условий, необходимых для достижения лучшего результата. Это, прежде всего, подбор одежды по погоде и ситуации, обеспечение притока свежего воздуха в помещении и контроль за его температурой. Специальные методы закаливания детей – это закаливание воздухом, солнцем и водой. Их непосредственное применение возможно как в домашних условиях под контролем взрослых домочадцев, так и в детском саду под присмотром персонала учреждения.

Воздушные закаливающие процедуры

Закаливание воздухом – самый простой и общедоступный метод. Воздействие воздуха на организм происходит благодаря трем его характеристикам: температуре, проценту влажности и свободному движению частиц. Начинают данный процесс с принятия воздушных ванн. Сначала это совершается во время переодевания, затем – в ходе занятий утренней гимнастикой. Сочетание закаливающих действий и физических упражнений – самый оптимальный вариант. Важно перед зарядкой проветрить комнату и не одевать ребенка тепло. Подходящая одежда – майка, трусики и носки. Потом можно будет делать упражнения и босиком.

В дальнейшем допускается открывать форточку в то время, когда ребенок спит. Первоначально дозволяется спать в таких условиях только днем, вскоре же можно оставлять малыша в проветриваемом помещении и на всю ночь, естественно лишь в теплое время года. Температура воздуха должна быть комфортной. Варьируется она от +18 до +26 градусов. Большая температура может привести к перегреванию, а низкая – к простудным заболеваниям.

Завершающий этап воздушных закаливающих процедур – уличные прогулки. Осуществляться они могут в любую погоду по 3-4 часа в день. Одежда малыша должна быть легкой, с как можно меньшим содержанием искусственных материалов. В случае, если ребенок вспотел, то его срочно нужно вести домой для переодевания.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи – достаточно интенсивное и в то же время опасное средство закаливания. Солнце способно оказывать на человека такое же воздействие, как и на все живое вокруг. Оно ускоряет рост, обменные процессы, способствует укреплению нервной системы, а также повышает сопротивляемость организма вредным инфекциям.

Закаливающие процедуры принято начинать со световоздушных ванн, находясь в тени деревьев. Затем через время переходят к местным солнечным ваннам, при которых открытыми оставляют лишь некоторые участки тела. Чтобы у ребенка не случился солнечный удар, на голове у него всегда должен быть головной убор светлых тонов. Обязательно также, чтобы при себе имелось питье.

Рекомендуется пребывать под воздействием открытых лучей либо утром, либо вечером. Наилучшее время – промежуток с 10 до 11 часов утра. Крайне важно контролировать детское самочувствие. Длительность приема солнечных ванн должна увеличиваться постепенно. Первоначальное время – 4 минуты, затем его увеличивают до получаса.

Приемы закаливания водой

Закаливание водой является самым действенным. Взрослым необходимо постараться, чтобы оно прочно вошло в режим дня дошкольника, выражаясь, прежде всего, в следующих обыденных процедурах, выполнять которые следует как дома, так и во время пребывания в детском саду:

  1. мытье кистей рук после сна, посещения туалета и прогулки, а также до и после приема пищи;
  2. попеременное мытье сначала теплой, а затем и прохладной водой рук до локтя, шеи, лица и верхней части груди;
  3. ежедневная чистка зубов с их полосканием прохладной водой;
  4. полоскание глотки прохладной водой после еды.

Когда данные приемы закаливания станут важной составляющей режима дня ребенка, можно переходить к специальным закаливающим водным процедурам:

  • Первоочередной такой процедурой должны являться обтирания тела. Начинать следует с сухого растирания кожи варежкой до легкой безболезненной красноты. Проделывать это необходимо на протяжении 7-10 дней. После можно приступать уже к влажным обтираниям. Температура воды должна постепенно снижаться с +32 до +18 градусов. Снижение производится на градус каждые 2 дня. Оптимальная длительность влажных обтираний – 3 минуты.
  • Рекомендуются также контрастные обливания рук и стоп ног. Детям с ослабленным организмом желателен щадящий режим. Заключается он в том, что ноги и руки сначала обливают теплой водой в +38 градусов, затем температура снижается градусов на 10. После этого обливания производятся снова теплой водой. Для здоровых детей перепад температуры является более ощутимым – от +38 до +18 градусов.
  • Самой эффективной процедурой являются общие обливания тела. Начальная температура для этого равна +36 градусам, а сам процесс обливания на первой стадии занимает 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на градус, общая же длительность процедуры возрастает до 35 секунд.

В заключение

В заключение необходимо отметить, что выполнение правильного закаливающего процесса возможно только в результате объединения усилий семьи ребенка, контролирующей его в домашних привычных условиях, и сотрудников детского сада. Он должен осуществляться по заранее определенной системе. Непродуманных экспериментов в этом важном и ответственном деле быть не должно. Особенно нежелательно экспериментировать в ходе закаливания детского организма водой. Лучше придерживаться стандартных правил закаливания, разработанных для маленьких детей.