Штампы из подручных средств. Картотека "нетрадиционные техники рисования" Тычок жесткой полусухой кистью

Елена Дьяченко

На протяжении нескольких лет я углублённо работаю над темой : «Рисование штампом как способ развития изо навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста». Рисование штампом – это не только хороший способ разнообразить занятия рисованием , но и прекрасное средство для развития изобразительных навыков у детей. Этот метод рисования привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является развитие личности ребёнка : формирование уверенности в себе, в своих способностях , самоиндификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Существует множество разновидностей штампов , которые можно сделать из подручного материала. Я создала и апробировала новый вид - штампы из пенопласта , которые легки в изготовлении и удобны в применении. Из толстого пенопласта я вырезала самые разнообразные штампы с изображением геометрических фигур, цветов, листочков, следов животных и пр. Материал для их изготовления можно приобрести в магазине строительных материалов по доступной цене.

«Штампы из пенопласта » надолго заинтересовывают детей и помогают ему в создании красочных рисунков. С помощью их малыши самостоятельно создают различные картины, и всегда успешны в своей деятельности.

тампы из пенопласта удобно удерживать в руке даже самым маленьким художникам. Особенно ценно их использование с малышами доизобразительного периода, когда у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. Занятия с использованием таких штампов развивают восприятие, дают новые знания об окружающем мире, полезны для развития мелкой моторики малышей и для закрепления различного рода новых знаний. Например, запоминание названий цветов, геометрических форм, и т. п. Рисование штампами из пенопласта учит детей быть аккуратными, это не так просто снять штамп , не испачкав и не размазав отпечаток. Этот вид рисования развивает фантазию ребенка и снимает напряжение.

Попробуйте сделать подобные штампы и вы убедитесь насколько удобно ими пользоваться в работе с малышами.




Разделы: Работа с дошкольниками

Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.

Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Для развития творчества детей необходимо определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, речь идет о целенаправленном обучении богатого художественного опыта. Педагог - удивительная творческая личность, способная воспитывать творчески развитого ребенка. И любовь к искусству, которую педагог прививает своим подопечным в детстве лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими позитивными эмоциями. Обучение должно начинаться уже в дошкольном детстве. Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

Значение и ценность нетрадиционного изображения, безусловно, положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Такая своего рода терапия помогает детям с заторможенным психическим развитием. Известно: что такие дети не проявляют интерес к рисованию, у них рассеянное внимание, плохая координация, импульсивное, небрежное выполнение изображения Они рисуют, не всегда то, что видят и знают, обычно изображение возникает спонтанно, с элементами эмоционального настроения.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов. Не надо настаивать на соответствии цвета, что может смутить ребенка и возможно повлиять на его желание рисовать.

Также необходимо формировать связную речь. Для этого рекомендуем использовать на занятии короткие потешки и песенки. Повторяя хором песенки или четверостишия несколько раз при этом развивая память, внимание, а также активизируя словарный запас.

Например:

Первые пушинки, первые снежинки
В воздухе кружатся.
И на землю тихо, падают, ложатся.

Елочка, елочка
Зеленая иголочка…и т.д.

Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией дети быстро запоминают и сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.

Рекомендуем проведение пальчиковой гимнастики каждый раз до занятия или в виде обыгрывания темы занятия. В конце занятия, подводя итог все достижения ребенка необходимо приветствовать, а не подавлять, вопросы критики только помешают педагогическому процессу. Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений можно обучать смешанным техникам изображения и их вариативностью. Предлагаем несколько видов нетрадиционных художественно графических техник для обучения детей с 5 – 7летнего возраста с задержкой психического развития. Очередность расположения связано с последовательностью обучения.

Нетрадиционные художественно-графические техники

Способы получения изображения

1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Рисунок 1

Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются рисунки в младших группах, в старших группах можно сочетать и другими техниками.


Рисунок 2


Рисунок 3

2. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи


Рисунок 4

3. «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.


Рисунок 5

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисунок 6

4. «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).


Рисунок 7

5.«Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски


Рисунок 8

6. «Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.


Рисунок 9

7. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 10

8. Вариант 2 . Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 11

Вариант 3 . (Раздувание краски). Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.


Рисунок 12

Вариант 4. (Кляксография с ниточкой) - нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.


Рисунок 13

9. «Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.


Рисунок 14

10. «Рисование по мокрой бумаге ». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


Рисунок 15

Вариант 2 при помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.

Вариант 2. (Размытый рисунок ) рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)

11. «Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.


Рисунок 16

12. «Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.


Рисунок 17

Вариант 2. «Монотопия предметная» - В такой же технике можно изображать деревья, цветы, бабочек, стрекоз. Когда высохнет из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или др. изображение


Рисунок 18

Вариант 3. Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.

13. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


Рисунок 19

14. «Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.


Рисунок 20

15. «Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.


Рисунок 21

16. «Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Вариант 2. (ожившие предметы ). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.


Рисунок 22

17. «Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).


Рисунок 23

18. «Граттаж» (гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Вариант 2 . На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.


Рисунок 24

19. «Фотокопия» - рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки


Рисунок 25

20. «Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


Рисунок 26

21. «Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Вариант 2. Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.


Рисунок 27

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).






Перспективно-тематическое планирование.

Сентябрь

_ рисование пальчиками _

1 неделя - «Цветные пальчики».Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

2 неделя - «Ягодки на тарелке». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), заготовки из бумаги в виде тарелочек, баночки с водой, тряпочки.

3 неделя - «Сшили Тане сарафан». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), заготовки из бумаги в виде платья, баночки с водой, тряпочки.

4 неделя - «Разноцветные мячики». Материал - пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги с изображением слонёнка, баночки с водой, тряпочки.

Октябрь

_рисование пальчиками _

1 неделя - «Дождик, дождик пуще...». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги с изображением облаков, баночки с водой, тряпочки.

2 неделя - «Листья желтые летят». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

3 неделя- «Подводное царство» . Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

4 неделя - «Петушок, петушок…». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

Ноябрь

_рисование ладошками_

1 неделя - «Цветные ладошки». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

2 неделя - «Цветик-семицветик».

Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

3 неделя - «Ёжик». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

4 неделя - «Мишка косолапый». Материал: пальчиковые краски (можно использовать гуашь), листы бумаги, баночки с водой, тряпочки

Декабрь

_рисование ватными палочками _

1 неделя - «Горошины для петушка». Материал: гуашь, листы бумаги с изображением петушка, баночки с водой, тряпочки, ватные палочки.

2 неделя - «Идет снег». Материал: гуашь, листы бумаги с изображением зимнего неба и сугробов, баночки с водой, тряпочки, ватные палочки.

3 неделя - «Узор на платочке». Материал: гуашь, листы бумаги в виде платочка, баночки с водой, тряпочки, ватные палочки.

4 неделя - «В лесу родилась елочка». Материал: гуашь, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки, ватные палочки.



Январь

_ Тычок_

1 неделя - «Вот зима кругом».Материал: гуашь, кисточки, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

2 неделя- «Снег идет». Материал: гуашь, кисточки, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

3 неделя- «Цыплятки». Материал: гуашь, кисточки, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

4 неделя- «Бусы для Кати». Материал: гуашь, кисточки, листы бумагис изображением девочки, баночки с водой, тряпочки

Февраль

_ оттиск (штамп) пенопластом_

1 неделя - «Кубики для Вани».

Материал: гуашь, штамп в виде квадрата, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

2 неделя- «Мячики».

3 неделя- «Башни».

Материал: гуашь, штамп в виде квадрата и прямоугольника, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

4 неделя- «Гусеница».

Материал: гуашь, штамп в виде круга, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

Март

1 неделя- оттиск (штамп) пенопластом «Платье для Катюши».

Материал: гуашь, штампы в виде квадрата, кругов, треугольников, листы бумаги изображением девочки в платье, баночки с водой, тряпочки.

2 неделя- рисование губкой «Спрячь зайку».

Материал: гуашь, штамп в виде большого квадрата и треугольника, листы бумаги с изображением зайки, баночки с водой, тряпочки.

3 неделя- рисование трафаретом «Веселые животные».

Материал: гуашь, трафареты в виде животных, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

4 неделя- рисование по-мокрому «Солнышко».

Материал: гуашь, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки.

Апрель

1 неделя- рисование смятой бумагой «Березки».

Материал:

2 неделя- рисование смятой бумагой «Одуванчики».

Материал:гуашь, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки, смятая бумага.

3 неделя- рисование смятой бумагой « Ёжик».

Материал:гуашь, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки, смятая бумага.

4 неделя- монотипия « Воздушные шарики».

Материал:акварель, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки, заламинированные (гладкие) листочки в виде кругов.

Май

1 неделя-набрызг «Салют».

Материал:

2 неделя- набрызг « Звездочки на небе».

Материал:гуашь разведённая или акварель, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки, расчёска или зубная щётка.

3 неделя- рисование пипеткой «Дождь идет».

Материал: гуашь

4 неделя- рисование пипеткой «Мухомор».

Материал: гуашь разведённая или акварель, листы бумаги, баночки с водой, тряпочки, пипетка.

Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.

Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.

Цель : презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи:

· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;

· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;

· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.

Эстамп -

1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.

2) то же, что гравюра.

Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для изготовления клише.

· Картон или плотная бумага, формат А3.

· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.

· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.

· Ножницы.

· Простой карандаш.

· Линейка.

· Набор трафаретов.

Материалы и оборудование для откатки и оттиска.

· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).

· Резиновый валик шириной 17,5 см.

· Гуашь чёрная 200-300 г.

· Кювета шириной 25см.

· Столовая ложка 2 шт.

Последовательность изготовления клише

1. Придумать, нарисовать эскиз.

Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.

2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).

3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 - 1 мм.

4. Разложить детали на лист картона с полями.

Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).

5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.

6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.

Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!

Технология откатки и оттиска

1. Выложить гуашь в кювету.

2. Равномерно распределить гуашь на валике.

3. Прокатать валиком клише. Фото 6.

Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.

4. Положить подготовленный лист на клише.

5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.

Лучше прогладить руками!

6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.

7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.

8. Готовые изделия просушить.

Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?

Столько, пока не начнут отмокать детали клише.

На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.

Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.

Рисование пальчиками,

Рисование ладошкой,

Оттиск пробкой,

,Оттиск смятой бумагой,

Восковые мелки + акварель

Свеча + акварель,

Печать по трафарету,

Монотипия предметная,

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист),

Кляксография обычная,

Кляксография с трубочкой,

Кляксография с ниточкой,

Набрызг

, Акварельные мелки

Тычкование

Цветной граттаж

Монотипия пейзажная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание нетрадиционных техник рисования.

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования. Творческий Центр Сфера, 2006 год, Москва.

Рисование пальчиками

  • Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
  • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

  • Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  • Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

  • Возраст: от 3 лет
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
    Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

  • Возраст: от 3 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Свеча + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной плёнки.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
  • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

  • Возраст: от 5 лет
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: точка, фактура.
  • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть или зубная щётка, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)
  • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. или зубную щётку окунув в краску перевернуть вверх щетиной держа над листом бумаги движением указательного пальца по направлению к себе по щетине краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
  • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
  • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: фактура, объём.
  • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
  • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
  • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.