Причёски в стиле рококо: исторические и современные варианты. Женские прически Европы. Стили Рококо и Ампир Технологический процесс выполнения мужской модели

РОКОКО

На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась пудреная прическа. Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур , которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон.

Людовик XV с восхищением относился к этой Женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем маленькой женщины.

Впоследствии (при Марии Антуанетте ) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии.

После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет паркмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады... Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Парикмахеры ценятся на вес золота. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами.

АМПИР

В 1800 году во Франции с приходом к власти Наполеона I появился стиль Ампир (т. е. империи), характерной чертой которого было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.

После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.

Неповторимый стиль этой эпохи возродил искусство выполнения сложных причесок с использованием последних для того времени парикмахерских приспособлений: способов окраски волос и обесцвечивания с применением перекиси водорода, щипцов Для горячей завивки и др. - все эти приспособления (конечно, усовершенствованные) применяются и в настоящее время.

Во время империи (с 1804 г.) продолжали еще носить "греческие прически"; волосы спереди и с боков завивались в локоны, плотно облегавшие голову, сзади зачесывались в прошнурованный шиньон, а на макушке водружалось перо.

Около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. Эта мода продержалась до конца царствования Наполеона I, вместе с пирамидальной прической, изобретенной парикмахером-литератором Палатом (1810 г.).

Стиль прически 1802, 1806, 1805 and 1805.

Носились и другие, и даже "египетская". Всевозможные локоны назывались теперь: "моральными", чепцами и сетками. С 1810-11 г. девушки при бальном костюме завивали волосы на лбу в мелкие локоны, а сзади собирали их в узел.

Около 1812 г. волосы стали делить пробором, причем у висков они завивались в локоны, сзади же заплетались в косы, которые располагались на макушке узлом, при помощи гребней.

С 1813 г. вошла в моду прическа когда волосы зачесывались гладко кверху и на макушке связывались в пучок. Узкая шелковая лента облегчала голову и завязывалась на лбу; на висках свешивалось по одному завитку или по два.

Стиль прически 1815, 1820, 1829 and 1835 .

С конца двадцатых годов повсеместно распространилась изящная прическа, при которой волосы делились прямым пробором и зачесывались со всех сторон на макушке, где сооружался высокий пуф, украшенный локонами, дрогоцен-ностями и гребнями; височные пряди волос завивались при этом в пышные локоны. Эта живописная прическа носилась на протяжении тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, претерпевая легкие изменения; иногда вместо пуфа делались косы, которые укладывались узлом, иногда прическа делилась двумя проборами и т. п.

Введение

Тема данной дипломной работы: «Стилизованная прическа в стиле Рококо».

Целью дипломной работы является создание стилизованных образов, которые отразят взаимосвязь между эпохой Рококо и современными направлениями моды в прическе, ее форме, цветовой гамме.

Задачами работы являются:

1. Исследовать варианты создания причёсок в эпохи Рококо;

2. Исследовать изменения технологии выполнения причёсок эпохи Рококо;

3. Выбор образа из множества вариантов и его стилизация.

Предметом исследования является развитие парикмахерского искусства в эпоху Рококо от древности до наших дней.

Объектом исследования является - причёска как неотъемлемая часть образа и стиля.

Рококо - стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Изящная декоративность, интимность, утрировка изогнутых плавных линий - вот что определяет этот стиль.

В оформление интерьеров вводятся сложные лепные и резные узоры, завитки, раковины, отделка отличается изысканностью и лёгкостью. В убранстве внутренних покоев используют светлые шелка, позолоту, фарфор. Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. Его расцвет приходится на период правления французского короля Людовика XV. Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и... любовных приключениях.

Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII века прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров.

Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры.

Мужчины отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

«Подиумная причёска эпохи Рококо», наиболее актуальной не только в наше время, но и во все времена. Это наше прошлое и это же наше будущее, ведь жизнь, культура, искусство и новые направления не стоят на месте, они развиваются вместе с нами и с каждой эпохой совершают всё новые и новые открытия и перевороты.

Тема: «Стилизованная прическа эпохи Рококо», очень актуальна и вполне могла бы подойти для подиумных показов и конкурсах, так же в театрах и кино.

Анализ подготовки к выполнению разрабатываемых образов

Историческое и современное видение моды Рококо

В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Расцвет Рококо приходится на период правления французского короля Людовика XV (рис. 1). Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях. Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре внимания оказывается внутренний мир.

В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.

Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». Недаром XVIII в называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины. Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности, а парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметричность победила гармоничность. Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными. Заметных перемен в покрое одежды не произошло.

Женский костюм (рис. 2) Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер и т.д. Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму.

Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку. Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики - фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Талия стянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом. Вырез вокруг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой). Позже ее поднимают до подбородка, искусно создавая видимость высокой груди, модной в то время. Эту моду ввела супруга Людовика X королева Мария-Антуанетта (рис. 3), обладавшая безупречно красивым небольшим, но высоким бюстом.

Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшены каскадом струящихся кружев, лент и позументов (золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма). Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде. К ним относится веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка «помпадур» для бесчисленных косметических мелочей, перчатки и муфта.

Рис. 2.

Рис. 3.

Особенно кокетливо выглядят туфли - маленькие и изящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом и большим каблуком вычурно-изогнутой формы. Дополняли парадный костюм цветные чулки с золотой и серебряной вышивкой, во второй половине века - белые шелковые чулки с ажурным орнаментом или вышитой стрелкой. Дамская обувь в то время изготавливалась из цветной кожи, парчи, атласа, бархата. Парчовые атласные туфли расшивали цветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитками, камнями (рис. 4).

Рис. 4.

В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающей тело, большое внимание уделялось женскому нижнему белью - нижней юбке с распашной кофточкой - неглиже (от французского neglige - небрежный). Шелковое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам (рис. 5).

Рис. 5.

Прически 18 века очень интересны своим великолепием и разнообразием. Ведь, как свидетельствует история парикмахерского искусства (а особенно в эпоху величественного, роскошного, утонченного и пафосного рококо мастеров по укладке волос называли и приравнивали к статусу выдающихся и одарённых художников), ни одна шикарная прическа светской особы, подобно впечатляющей скульптуре или шедевральному полотну, не имела аналогов ни в одной части света. То есть каждый талантливый и востребованный парикмахер уже в 18 веке гарантировал эксклюзивность своего творения.

Вообще, откровенно говоря, именно бесподобные и восхитительные, фантастические и роскошные прически 18 века и для влиятельных мужчин того времени, и для придворных фавориток произвели революцию в мире моды, эстетического мировоззрения, художественном мышлении в целом и в парикмахерском искусстве - в частности. Понятное дело, как и всякое искусство с определённой долей субъективного художественного мироощущения творца, мастерство парикмахера отображало современные ему реалии и ориентировалось на возможности, потребности и дух эпохи. Поэтому многие прически 18 века неразрывно связаны с важнейшими историческими событиями. Например, в ознаменование спуска на воду королевского фрегата «Адмирал» (рис. 6) в моду вошли прически 18 века а-ля парусный корабль, прекрасно закрепился на макушке изысканной худощавой леди.

После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. Женские причёски. Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры (рис. 7). Высокие прически делали с помощью жира, помады, булавок, страусовых перьев. На высокую прическу водружали корзинки с фруктами или рога изобилия. Особенно популярной была прическа фрегат - нагромождение из волос в виде парусного корабля в верхней части головы. Такую прическу не разбирали несколько дней, во время сна пользовались подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу.

Только после припудривания в прическу вставляли наколки, цветы, перья, драгоценные камни. Другая модная прическа - Мария-Антуанетта - выполнялась на проволочном каркасе с валиками и чужими шиньонами и украшалась волнами шифона, перьями, драгоценностями. Внутри пространство прически заполнялось также батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять нагромождение .

Рис. 6.

Рис. 7.

Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs) (рис. 5), с помощью которой можно было почесать, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» почесать голову, потому что зуд был постоянно, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.

Рис. 8.

Во второй половине века стал разрабатываться язык веера. При их производстве стала использоваться символика цвета и изображения на экране. Цвет подбирался к туалету, а также мог содержать некоторую информацию о статусе, возрасте, семейном положении и настроении его владелицы. Для разных случаев и периодов жизни использовали веера разного цвета. Белый цвет обозначал невинность, поэтому светлые и белые легкие веера из шелка с нашитыми на них ленточками носили молодые и незамужние дворянки. Веер светлого тона было принято носить в дневное время или дополнять им светлое вечернее платье. Вечером предпочитали веера в темных тонах. Днем выбирали веера с розами, амурами и нимфами, а вечером - с маками, ирисами и папоротниками. Корзина с цветами, соломенная шляпа и музыкальные инструменты - свадебные сюжеты вееров. Черный цвет показывал печаль, лиловый - смирение, их использовали в период траура. Красный цвет выражал счастье и радость замужней женщины, голубой - верность, розовый - любовь. Зеленые оттенки на экране обозначали надежду, пайетки (блестки под золото) - твердость дамы, серебро - скромность (рис. 9), .

Рис. 9.

Аналогичное развитие претерпели и мужские прически 18 века, когда любой служащий среднего уровня достатка и скромной статуса и всякий аристократ не допускали того, чтобы их собственные волосы кто-нибудь, кроме разве что жены доктора и духовника, увидел. Все мужские прически 18 века были основаны на достаточно жарких и тяжелых париках из длинных волнистых, густых, натуральных, припудренных, накрученных прядей - Аллонж (рис. 10) (обожал французский король Людовик XV). А вот бинет (рис. 11) представляет собой крупные локоны средней длины, которому отдавали предпочтение в большинстве случаев представители сильной половины человечества преклонного возраста. Не стеснялись тогда мужчины пользоваться пудрой, нанося ее на волосы. Существовало много различных оттенков пудры (перламутровая, ванильная, кремовая, молочная, сливочная, медовая, персиковая, бронзовая, песочная, нежно-розовая). А вот самыми стильными считались мужские прически 18 века Катогэн (рис. 12) в виде вьющихся зачесанных назад прядей, собранных на затылке в хвост и зафиксированных черной лентой, что особенно приветствовалось на флоте.

Рис. 10.

Кроме того, популярность приобрела и укладка «крыло голубя» (рис. 14) в виде нескольких закрученных прядей в области висков, что на затылке переходили в косу или хвост и закреплялись шелковой или бархатной лентой черного. Бардового, темно-синего или зеленого цвета. Немаловажное значение королевские персоны отдавали и оттенку шевелюры. Так, благородным и просвещенным аристократам позволено было носить лишь парики пшеничного (рис. 15), льняного, золотистого или огненного тона.

Рис. 14

Рис. 15.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор (рис. 16), со времен моды барокко. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах - огромные клапаны.

После 1778 года уже исчезают почти все украшения мужского костюма. Но в это время мужское платье еще шьется из тканей нежных расцветок эпохи рококо, которые тогда были одинаковы, как для женского, так и для мужского пола.

Только во второй половине XVIII в. мужской костюм начинает приобретать поистине мужской вид, освобождаясь от женских деталей. В конце концов он превратится во фрак. Но это будет только в XIX в. (рис. 17)

Наибольшей популярностью в то время пользовались атлас и сатин, ткани мягкие на ощупь. Их качество, как по волшебству, позволяло создать с помощью света богатую игру складок, которая была обязательна в одежде эпохи рококо. Блеск атласа сочетался с матовыми кружевами, и все это компоновалось в светлых, нежных пастельных тонах, которые заменили яркие краски XVII века.

Рис. 16.

Рис. 17.

Цвета. Придворный этикет был строг в этом вопросе. Красный цвет, например, имели право носить только знатные пожилые женщины. Представляться ко двору полагалось только в черных платьях, отделанных белыми кружевами и т.д. У мужчин черная обувь считалась парадной, коричневая предназначалась для прогулок; красная и белая была привилегией знатных дам. Моду рококо перенимали все слои общества.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо - это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода .

Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны. История причёсок XVIII века очень удивительна и необычна. XVIII столетие, как полагают историки, является “столетием женщин”. Это время одновременно сложности и простоты, необычности и невообразимо сложных причёсок. Волосы и прически всегда были отражением общих тенденций в высокой моде, а стиль Рококо определяет моду и расставляет акценты в XVIII столетии. История женских стрижек и причесок 18-ого века может быть разделена на несколько периодов. Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы высшего общества всё ещё носят фонтанж (чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев), сама форма которого давала большой простор для фантазий (Рис. 18).

Новая мода на головные уборы началась в 1713 году, на церемониальном приеме в Версале (Франция), когда Герцогиня Шрусбери появилась перед Людовиком XIV без фонтанжа с гладкими и немного вьющимися волосами, украшенными шнурком и цветами. Людовику прическа герцогини очень понравилась, а учитывая тот факт, что он был законодателем европейской моды, то это событие предрекло развитие европейской моды на прически эпохи Рококо.

Рис. 18.

Мастерство опытного мастера подтверждается главным образом тем, что он принципиально отклоняет выработку причесок по шаблону или их копирование из профессиональных журналов, а создает индивидуальную модную прическу совершенной формы в соответствии с формой головы, чертами лица, фигурой и одежды клиентки, ориентируясь в определенной степени на стиль исторических причесок.

Стиль рококо зародился в Западной Европе несколько веков назад. Что же такого особенного в этом стиле и почему он до сих пор вызывает восхищение у многих представительниц слабого пола?

Прически в стиле рококо

Первая половина периода рококо отличалась аккуратными и достаточно скромными прическами. Но уже через некоторое время настает период невероятных и замысловатых причесок. Сначала волосы просто сильно взбивали и гладко расчесывали, придавая форму яйца. Далее через темя укладывали два плотных трубчатых локона от уха до уха. Сзади к прическе крепили шиньон. Вместо локоном использовали букли. Украшали прическу цветами, а локоны - жемчугом.

Стиль рококо своими невообразимыми прическами обязан придворному парикмахеру Леонарду Отьё по прозвищу Боляр. Прически в стиле рококо требовали огромного количества пудры, помады, шпилек и других приспособлений. Именно поэтому прическу не разбирали несколько дней или целую неделю. Дамы спали на специальных подголовниках, которые держали все это великолепие на голове.

Для создания образа использовались и отдельные головные уборы. Знаменитые "шляпы настроения " представляли собой причудливые сооружения, которые встраивались в прическу и имели определенное значение. Украшения в стиле рококо для укладки волос стали неотъемлемой частью образа. Создавались целые миниатюры, отображающие политические события, театральные моменты и многое другое. Позже прически стали украшать волны шифона, драгоценности, перья и цветы. Боляр умудрялся создавать украшения из всего, что под руку попадалось, и дамы были в полном восторге.

Одежда в стиле рококо

  1. Платья в стиле рококо оставались пышными. Сначала юбки в стиле рококо стали немного меньше, но со временем снова выросли до еще больших размеров, при этом каркас стал овальной формы. Лиф платья постепенно вытянулся вниз немного ниже талии. Верхняя часть платья в стиле рококо стала напоминать треугольник, декольте при этом оставалось очень открытым. Характерным для образа женщины в стиле рококо становится четкая граница: верхняя часть - маленький лиф, а книзу он переходит в невероятно пышную и объемную юбку. Рукава платья к локтю заметно сужаются, их украшают каскадными кружевами и лентами.
  2. Костюм стиля рококо сложно представить без множества лент. Кроме этого, часто в одежде использовали много живых или искусственных цветов. Именно в этот период цветы стали впервые использовать для украшения одежды и прически в стиле рококо. Из тканей популярными были сатин и атлас. Дело в том, что такие ткани позволяют создать множество складок и отлично гармонируют с матовым кружевом, что было отличительными особенностями стиля рококо.
  3. Аксессуары в стиле рококо также имеют свои отличительные особенности. Очень много внимания уделялось нижнему белью. Так как декольте было откровенным, часть белья всегда была на виду. В это период женщины начинают носить чулки, как белого, так и более ярких оттенков. Нижнее белье изготавливают из шелка с использованием кружева и вышивки. Большое значение придавали муфтам, веерам и перчаткам. Именно эти детали образа были предназначены для подачи сигналов кавалерам.

Макияж в стиле рококо

Стиль рококо делал акцент на нежные, постельные тона. Использовали нежно-голубые, бледно-желтые, розовые и серые оттенки. Все дамы выглядели молодыми и юными девами не старше двадцати лет. Такой эффект достигался при помощи румян и пудры. Иногда использование косметики играло злую шутку. Случалось так, что слишком толстый слой макияжа настолько изменял лицо женщины, что ее не узнавал собственный муж. Лицо было действительно молодым на вид, но совершенно безжизненным и походим на маску. Не редко дамы увлекались и парфюмом. Очень популярными были запахи пачули, нероли, фиалкового корня и розовой воды.

В эпоху Возрождения на смену жестким религиозным догмам, средневековому аскетизму пришли совершенно новые ценности. Стремление наслаждаться жизнью здесь и сейчас оказало определенное влияние на стиль причесок. Женщины снова стремятся выделиться из толпы и создают удивительные по своей сложности и роскоши прически.

Для Возрождения характерен возврат к традициям античной культуры, в том числе и возврат к античным прическам. Женщины начинают украшать свои прически дорогими украшениями, диадемами. Высоко ценились именно светлые волосы. Женщины эпохи Возрождения использовали различные натуральные красители или же часами сидели под палящим солнцем, ожидая, что пряди выгорят и станут светлее. Несмотря на это, в эту эпоху ценится белая кожа, поэтому модницы тщательно оберегали от загара кожу лица с помощью шляп с широкими полями.

Новым веянием эпохи Возрождения стал открытый высокий лоб. Порой женщины пытались искусственно увеличить высоту лба, для этого они сбривали часть волос надо лбом. Также было принято сбривать брови.

17 век ознаменовался приходом стиля Барокко с его сложными декоративными костюмами и высокими прическами. В это время широкое распространение получает прическа «фонтанж», которая представляла собой высокую прическу с жестким чепцом, который поднимался надо лбом с помощью проволочного каркаса.

Прически начинают напоминать высокие башни, которые закреплялись с помощью каркаса. Для выполнения подобной прически требовалось много времени и средств, и позволить их могли лишь представительницы высшего общества.

В моде до сих пор остается высокий открытый лоб, линия лба опять ж приподнимается с помощью выбривания. Прически богато украшаются золотыми и серебряными украшениями, драгоценными камнями.

В 18 веке на смену барокко приходит рококо, а на смену высоким неестественным башням на голове элегантные и утонченные маленькие прически. В эту эпоху в моду входят трубчатые локоны. Наиболее распространенная прическа среди модниц – локоны, поднятые и уложенные на затылке, украшенные лентами, живыми цветами или жемчугом.

Тем не менее, во второй половине 18 века огромные высокие прически снова завоевывают популярность. Теперь на голову женщины создаются образы морских сражений и раскидистых садов. Именно в этот период прическа достигает своих неимоверных размеров. Очень часто в создании прически начинают использоваться шиньоны. Для создания дополнительного объема в ход шли также специальные подкладки-подушки, которые укреплялись шпильками.

Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные.
Мария-Антуанетта, королева Франции.


– это одновременно и продолжение и противоположность барокко. Рококо – стиль XVIII века. Стиль, в отличие от барокко, рассчитанный на более скромные помещения и малые размеры. Недаром рококо еще называют интерьерным стилем. Однако не менее пышный, нарядный и яркий.


Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Прически и костюм периода рококо.


Рококо – стиль нежный: неяркие цвета (нежно-розовый, нежно-голубой, салатовый), весенние мотивы в живописи, а также мотивы вечной юности и любовь к жанру ню. А еще рококо – это стиль последних лет существования французской монархии, предреволюционный стиль. Стиль времен, когда народу не хватало продуктов и самого необходимого, а во дворцах царила чрезмерная роскошь.


Прически периода рококо отчасти продолжали традиции периода барокко. Это были прически на париках у мужчин и высокие прически у женщин. Впрочем, в период рококо, это одна из главных особенностей женских причесок того времени, они достигнут невообразимо высоких размеров.


В моде по-прежнему остается прическа «аля-фонтанж». Данную прическу очень любит Мария-Антуанетта. Появляется и еще один вариант такой прически – «фонтанж коммод» («удобная»).



Портрет мадам Дю Барри, работы художницы Элизабет Виже-Лебрен


В 20-е годы XVIII века в моде небольшие прически. К примеру, прическа «малая пудреная» - прическа из слегка завитых волос, уложенных вокруг головы, и с гладким затылком. Еще одно название такой прически – «графиня Коссель». На основе «малой пудреной» прически была создана и прическа «полонез». Ее авторство приписывается французской королеве польского происхождения Марии Лещинской. Обязательными элементами прически «полонез» были украшения – перо и брошь.


В середине XVIII века носили прическу «тапи» - взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Также в моде были прически с яйцевидным силуэтом.



Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.
Прическа Марии-Антуанетты, украшенная драгоценностями. Автор куафер (парикмахер) Леонар.



Портрет Марии-Антуанетты, работы художницы и ее подруги Элизабет Виже-Лебрен, 1785.


А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие прически. Такие прически делаются с использованием искусственных прядей, а также целых декоративных элементов – фигурок людей, животных, фруктов. К примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Такие прически сооружались длительное время и носились в течение не одного месяца. Посыпались пудрой, различными ароматическими веществами. И в таких прическах вполне могли заводиться различные насекомые. У одной из придворных дам на голове даже поселилась мышь. Прически чесались. Чтобы дамы могли чесать головы, у них существовали специальные длинные палочки. А так как с такими огромными прическами проблематично было сесть в карету с крышей, то дамы путешествовали в повозках. Но вскоре известный французский парикмахер того периода, личный парикмахер Марии-Антуанетты, Леонар придумал механизм, с помощью которого прически могли складываться.



Прическа фрегат



Карикатура на высокие прически


Помимо прически «фрегат» была популярна и прическа «а-ля мадам дю Барри», названная так в честь фаворитки короля Франции Людовика XV. Прическа состояла из завитых и напудренных волос, уложенных на высокий каркас.


Мужские прически делались на париках. Однако в отличие от париков XVII века парики века XVIII имели гораздо меньший размер.


Так, широко был распространен парик с мелкой завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») – подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой. Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут носить и на париках.



Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773.


Еще одна прическа «а-ля бурс» - хвост из волос убирался в мешочек или же футляр, который делался из черного бархата и имел четырехугольную форму, а также украшался бантами, пряжками и рюшами. При этом около висков оставлялись пряди волос, которые спускались чуть ниже уха. Такие пряди назывались «крылья голубя».



Морис Кантен де Латур. Автопортрет.
Прическа «а-ля бурс».


В 30-е годы XVIII века очень популярна была прическа «а-ля катоган» («узел»). Прическа делалась из завитых и напудренных волос. На висках волосы завивались в букли или же завитки-ракушки, а на затылке оставлялась длинная прядь, которая и собиралась в толстый узел, чем-то напоминая конский хвост.


Носили и прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»). Волосы надо лбом взбивались в высокий кок, на висках завивались в букли, а на затылке плотно обвивались кожаными ремешками, муарной лентой.



Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775.
Парик и «крылья голубя» (у висков) на прическе.


Были и прически с косами, которые перевязывались бантом. Такие косы не были длинными и их называли «свиными хвостиками».


Со второй половины XVIII века моду на мужские прически все больше и больше начинает диктовать Англия. Плюс начинает проявляться интерес к Античности (ведутся раскопки Помпей), а соответственно и к античным прическам.



Морис Кантен де Латур. Портрет Руссо, 1753.
Мужская прическа. XVIII век.


Интересный факт: именно в XVIII веке в Париже была открыта Академия парикмахерского искусства. Парикмахеров тогда называли куаферами. Самыми известными куаферами были Легро – парикмахер Людовика XV, он же являлся и создателем Академии, и Леонар – парикмахер Марии-Антуанетты.



Фото современных причесок в стиле рококо